Вчера приступил к работе в Москве новый посол Украины Владимир Ельченко, до июня работавший постоянным представителем Украины при международных организациях в Вене. Вместе с копиями верительных грамот он передал сотрудникам МИДа РФ украинские предложение к проекту декларации об украинско-российском стратегическом партнерстве. Подписание документа, включающего политический, экономический, гуманитарный и иные разделы, планируется на сентябрь.
Украинские эксперты считают, что главная миссия посла до осени – эффективное посредничество в согласовании проектов кооперации стратегических предприятий Украины и РФ.
Источник в Минэкономики Украины сообщил «НГ», что сейчас продолжаются начатые еще весной переговоры об интеграции «Нафтогаза» и «Газпрома», предприятий атомной, машино– и судостроительной отраслей. Владимир Ельченко подтвердил, что процесс находится только на этапе оценки активов: речь идет о будущих долях Украины и РФ в совместных предприятиях. Источник в министерстве уточнил, что больше всего проблем возникает в переговорах о перспективах объединения нефте-газовых компаний, а наиболее уступчивую позицию украинская сторона заняла в вопросах интеграции машино– и судостроения. «Это объясняется плачевным финансовым состоянием. Россияне могут обеспечить наши заводы заказами, а значит – возродить отрасли, находящиеся в упадке», – сказал он. В Минпромполитики не подтвердили эту оценку ситуации, указав, что за последние полгода рост производства, например, в судостроении составил около 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На этой неделе стало известно о намерении Объединенной судостроительной корпорации РФ купить шесть украинских предприятий: «Заря-Машпроект», Черноморский судостроительный завод и Судостроительный завод имени 61 коммунара, завод «Паллада», а также Херсонский судостроительный завод и николаевское предприятие «Экватор». Экономист Игорь Луценко пояснил «НГ», что эти предприятия остро нуждаются и в заказах, и в модернизации производства. Однако украинско-российская судостроительная интеграция, по его словам, может столкнуться с рядом проблем: «Некоторые из названных предприятий уже продавались – кстати, российским бизнесменам, – затем акции отбирались у собственника по решению суда, другие суды отменяли эти решения┘ Ситуация очень запутанная». Военные эксперты считают, что именно так и произойдет, поскольку Москва ставит своей целью замену устаревших кораблей Черноморского флота на новые, которые могут быть созданы на базе украинско-российской судостроительной корпорации. Впрочем, эта сфера регулируется столь многими ведомствами, что эксперты не ожидают быстрого решения вопросов.
Зато в машиностроении стороны взяли быстрый темп. Во вторник на главном отраслевом предприятии – харьковском ОАО «Турбоатом» – впервые состоялось совместное украинско-российское совещание. О заинтересованности российской стороны в этом предприятии еще в апреле заявил руководитель «Росатома» Сергей Кириенко. Он пояснил, что «Турбоатом» – единственное в СНГ предприятие, выпускающее тихоходные турбины для атомных станций. В этом году в Санкт-Петербурге было начато создание подобного производства, однако «Росатом» не отказался от кооперации с украинским производителем.
Еще весной премьер-министр РФ Владимир Путин пояснил, что объединение усилий двух стран в стратегических отраслях позволяет Украине и России усилить позиции на рынках третьих стран. А министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, отчитываясь в июне перед Верховной Радой о содержании украинско-российских переговоров, не подтвердил информацию о скором объединении «Нафтогаза» с «Газпромом», но признал: «Что касается «Турбоатома» и «Росатома», то для Украины возникает возможность совместно с нашими коллегами создать крупный мощный центр сотрудничества в ядерной энергетике».
По итогам харьковского совещания стороны договорились о подготовке контрактов на поставку «Турбоатомом» оборудования для ряда российских АЭС, в первую очередь – строящейся Ростовской. В проекте предполагается задействовать и другие предприятия, в частности, Харьковский приборостроительный завод им.Шевченко, сообщил во вторник гендиректор «Турбоатома» Виктор Субботин. Он пояснил, что завод им.Шевченко располагает уникальным опытом по созданию автоматических систем управления для паровых и атомных электростанций. Но в последнее время предприятие было на грани банкротства.
Украинские эксперты уверены, что в начале осени в украинско-российских экономических отношениях будет много сенсаций. «Российская власть действует грамотно, в русле своих национальных интересов: они заинтересованы в покупке самых ликвидных и наиболее перспективных украинских предприятий, что позволяет возродить советские производственные циклы», – характеризует ситуацию политолог Виталий Бала. Он отметил, что украинская власть пока не торопиться подписать все не глядя: «У украинских крупных бизнес-групп есть свои интересы. Они не хотят просто отдать стратегические объекты России, но готовы к сотрудничеству, которое позволит развивать бизнес».
Эксперты считают, что перед новым украинским послом стоит нелегкая задача организации переговоров по всем направлениям сотрудничества. Владимир Ельченко подтвердил, что займется в первую очередь восстановлением кооперационных связей между Украиной и РФ. «Будем стремиться увеличить товарооборот. А для этого нужно восстановить настоящее доверие между нашими торговыми партнерами, которое было. Также нужно постараться восстановить ту кооперацию, которая существовала в советские времена. Да, это было другое время и другие условия, но именно из-за разрыва этих кооперационных связей мы потеряли очень много», – сказал он агентству УНИАН. Посол сообщил, что уже в начале сентября, когда состоится очередной визит в Москву премьер-министра Украины Николая Азарова, могут быть подписаны соглашения о сотрудничестве в авиа-, судо-, машиностроении, в атомной энергетике и в космических программах.